Рефлексия на сериал The Chosen

Evgeny Bakhmutsky
4 min readMay 19, 2020

--

Во время самоизоляции многие онлайн-сервисы и медийные структуры сделали многие свои ресурсы бесплатными. Не исключением оказался и христианский сериал The Chosen (Избранный или избранные — тут уже кто как переведет).

Хороший сериал. Не пожалел, что посмотрел. Вот мои плюсы и минусы сериалы. По моему обыкновение — 3 плюса, 3 минуса

Плюсы

Их немало. Я же отмечу три из них.

1.Динамичная картинка

С первых же минут становится понятно, что сериал рассчитан на молодежную аудиторию, привыкшую к электронным гаджетам и интернету. Поэтому на экране всегда присутствует какой-то экшн и динамика. Пусть не в стиле «Мстителей» или «Трансформеров», но точно заскучать не позволит. Да, и актеры заметно стараются!

2.Выверенные диалоги

Редкий фильм на религиозную тематику может похвастаться хорошими текстами. Здесь же каждая сцена — настоящее удовольствие. Настолько внимательно подошли к своей задаче сценаристы и режиссёры. Тут присутствует и последовательность, и логика, и понятное послание и нравоучение. Некоторые диалоги — настоящие жемчужины. Например, диалог Никодима и его ученика по имени Самуил.

Никодим: А если бы Бог сделал то, что, по-твоему, противоречит Торе? Ты велел бы Ему забираться обратно в ящик, который ты сам для Него смастерил? Или ты бы усомнился в своем понимании Торы?

Самуил: Когда я учился, ваши проповеди были такими сильными, логичными и чистыми. Мне страшно, что я больше не могу предсказать ваше решение.

Никодим: Страх заставляет нас оставаться невежами, спящими под защитой строгой традиции!

3.Ключевые события в жизни Христа

Они поставлены как минипроповеди, с особыми акцентами и пояснениями. Не скрою, что пару раз у меня даже появлялись слезы, когда я, смотря на экран, размышлял о сути того или иного чуда, сознавая, что оно было ради нас, и даже ради меня лично. Именно знание Писания и вера в Евангелие позволяли лучше прочувствовать, что происходило на экране. Но сама картинка и замысел режиссёра не мешали, а напротив помогали в этом. За что я им точно благодарен.

Минусы

Но, как и у всякого человеческого творения, здесь есть и свои недостатки.

1.Историчность

Несомненно, не нужно судить строго сериал, но также не стоит думать, что ему удалось воссоздать исторические реалии того времени. От того, что люди ходят в длинных одеяниях, а у некоторых на голове подобие римских шлемов — мы все же не попадаем по-настоящему в ту эпоху. И проблема даже не во внешнем антураже (чего только стоит набор обуви у мытыря Матфея :-)), а то как ведут в нем сами герои. Они ведут себя исключительно по-современному — и в образе мысли и в форме подачи.

Конечно же все мы дети своей культуры, но когда мы претендуем на объективность и историчность — нам следует быть более аккуратными. Впрочем, все это можно списать на режиссёрский замысел и попытку поговорить с подростками и молодежью. Но все же — не стоит воспринимать этот сериал как исторический сериал, и потом, при чтении Библии — воспринимать тексты через призму этого фильма.

Только верь, а не думай

Эта или подобные фразы звучат постоянно в сериале, что меня очень огорчало. Такого нет в Библии. Напротив, Писания показывает нам, что подлинная вера построена на фактах, прежде всего — воскресении Христа.

Когда, ап.Павел проповедовал о Воскресении, то он никогда не говорил — «Ну, тебе нужно просто верить. Ты не можешь подвергать сомнению ничего из того, что я рассказал тебе. Просто закрой свои глаза. И верь. Обрети веру. Прыгни в темноту с закрытыми глазами. И все получится». За годы своей жизни я ни раз встречал разных людей, которые пытались меня обратить в свою веру. И опыт общения с ними практически всегда был одинаковым.

Я даже скажу Вам, дорогие, не спешите уходить от этих людей, не отталкивайте их, просто прислушайтесь к тому, что они говорят, посмотрите как они передают свое послание. Вы очень многому научитесь и многое заметите. Потому что не важно о чем они вам проповедуют, они практически всегда делают одно и тоже — они несут одну и ту же концепцию в разных обертках, будь-то религиозных, коммерческих, политических или социальных — «Ты должен поверить. Тебе нужно просто довериться. Тебе необходимо закрыть глаза и помолиться и Бог покажет тебе. Я не могу ничего тебе доказать. Ты потом поймешь все своим сердцем. Ты потом все сам увидишь.»

Апостол Павел никогда не делал так. Когда люди насмехались над истиной воскресения, он не говорил им — «Ну, я не могу вам ничего доказать. Вам нужно просто верить.» Нет. Но он отвечал — «Несите свои инструменты для проверки на правдивость.». Она записана в 26 главе Деяния Апостолов. Например в Деяниях 26 главы можно прочитать как Апостол Павел, подобно другим христианам того времени, проповедовал о воскресении Христа без какого либо интеллектуального обскурантизма или мракобесия. Кстати, у меня есть проповедь на эту главу. Она здесь.

3.Субъективность

Когда я смотрел этот сериал, то я не мог не заметить, как каждое событие библейской истории подавалось мне в истолковании сценариста или режиссера. Иногда, можно было заметить, как это толкование упускало некоторые важные детали, а иногда — перетолковывало под себя. Здесь мне нужно быть крайне осторожным и аккуратным — все мы является толкователями. Даже при экспозиционной проповеди у меня есть искушение или опасность, не говоря уже о вопросах экзегезы и герменевтики, истолковать текст в угоду своего богословия или восприятия, или просто неверное или неточно понять его по причине своей ограниченности. Я бы смиренно просил всех, кто будет смотреть фильм, не принимать все за чистую монету, но смотреть его с долей критицизма, и анализировать через Писание — точно ли так. Пусть сам сериал побудит нас перечитать Библию еще более внимательно!

Впрочем, несмотря на все его недостатки, этот сериал о Христе. И на фоне многих, недавно появившихся, фильмом и сериалов на религиозную тематику, он занимает высокое место. Потому, что снят хорошо, качественно и библейски содержательно, и главное — ясно передает суть Евангелие Иисуса Христа. Поэтому всячески его рекомендую к просмотру как верующим, так невоцерковленным людям.

--

--